Конструирование из природного материала

   Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в эти тайны, чувствовать красоту природы, наблюдать за ней — огромное счастье.

Воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни необходимо начинать с раннего детства.

Художественное творчество с использованием природных материалов — один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству. Конструирование из природного материала относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Это не только увлекательное, но и полезное занятие, имеющее большое значение для развития личности дошкольника. В процессе создания объемных поделок у детей развиваются мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываются трудолюбие и усидчивость. Дошкольники учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформления изделия.

Создавая поделку, ребенок часто экспериментирует с природным материалом, знакомясь с его свойствами и учитывая их при выборе приемов выполнения изделия. Создавая поделку, ребенок использует естественную форму природного материала. Качество и выразительность работы достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой, что развивает фантазию, творческое воображение и изобретательность.

Природный материал для конструирования

Дети дошкольного возраста мастерят поделки из различного природного материала, который можно найти повсюду: в лесу, в поле, у реки, на огороде, в парке. Это шишки, желуди, солома, береста, корни, ракушки, древесные грибы, кукурузные початки (с зернами и без них), свежие овощи, фрукты и многое другое.

Сбор каждого вида природного материала и его хранение имеют свои особенности и секреты. Собирать природные материалы, как правило, надо, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала — лето и осень во время загородного отдыха, прогулок или экскурсий.

Организация конструирования из природного материала

Работу с природным материалом с детьми дошкольного возраста делят на два этапа: менее и более сложный.

На первом этапе дети делают несложные игрушки. При организации работы с детьми на данном этапе воспитатели не только обогащают их дополнительными знаниями об окружающих растениях, плодах, семенах, но и продолжают формировать познавательный интерес ребят, стремление проникнуть в тайны природы.

В ходе работы по изготовлению игрушек дети овладевают практическими способами, приобретают новые знания в процессе реальных действий с предметами и их преобразованием. Так, они узнают о связях и отношениях, которые не лежат на поверхности и недоступны при наблюдении. Например, начиная создавать игрушки из ракушек, дети узнают, что строение раковины и окраска зависят от образа жизни, от места, где преимущественно обитают моллюски данного вида. Дети узнают также, что от этого зависит твердость или хрупкость раковин, в чем они и убеждаются при работе с ними.

В подготовительной к школе группе продолжают формировать технические навыки работы с природным материалом продолжают развивать интеллект, творчество. Изготовление игрушки по образцу - рисунку — новый, более сложный этап работы. Использование данного приема в работе с детьми способствует формированию представлений, совершенствованию навыков труда. Дети учатся работать самостоятельно, контролировать свою деятельность. У детей закрепляют прием обобщенного планирования работы, для чего используют модельно-схематические зарисовки.

Дети знакомятся с новым для них природным материалом — соломой, делают из нее игрушки. В процессе изготовления игрушек из соломы у ребят формируют навыки работы с природным материалом, в итоге для закрепления навыков проводят занятие по замыслу. Оно будет способствовать развитию представлений ребят о возможности использования этого материала, а также развитию инициативы и творчества.

Над игрушками из соломы дети трудятся в основном сообща, по двое или по трое, поэтому организация таких занятий в большей мере способствует формированию навыков коллективного труда, дружеских взаимоотношений. Игрушки из соломы: куклы, соломенный мальчик, дом, космонавт, олень, конь-огонь.

Новой работой для детей является изготовление игрушек из бересты. Работая с берестой, дети учатся делать как простые игрушки (туесок, ведерко для сбора ягод), так и более сложные (собачку Тобика, машину, матрешку). Цель всех этих занятий — осуществлять всестороннее развитие личности дошкольника в трудовой деятельности, знакомить их с разновидностью коры — берестой, учить приемам работы с ней. В итоге работы и с этим материалом желательно провести занятие по замыслу, чтобы дети выполнили любую знакомую игрушку из бересты или задумали и смастерили новую.

Изготовление игрушек из рогоза дает возможность расширить представления детей о разнообразии природного материала, о возможности его использования для поделок. Этой работе посвящают два занятия и одно — по замыслу детей. Для поделок из рогоза рекомендуются две игрушки: котёнок, мишка.

Положительных результатов в формировании у дошкольников коллективистической направленности их труда достигают в работе над композициями из природного материала. Изготовление композиций ставит детей в условия, когда надо спланировать свою деятельность, суметь договориться с товарищем и распределить справедливо работу, прийти на помощь друг другу. Такой результат труда особенно дорог детям, потому что он получен совместными усилиями, исканиями, переживаниями. И этот смысл общности труда необходимо донести до сознания детей, научить их вместе радоваться, вместе огорчаться.

 Таким образом, конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети не только (и не столько) их структурно отображают, как в техническом конструировании, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

И поэтому очень важно отойти от бытующей методики обучения детей созданию конкретных поделок из конкретного природного материала: бусы, человечки, ослик — из желудей, сова — из распушенной шишки и т.п.

Задача педагогов — научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т.п.