Оздоровительные технологии в дошкольной образовательной организации

Наша  образовательная   организация   с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. И основной задачей     нашего детского сада  является: воспитание и развитие физически развитого, эмоционально здорового и духовно богатого ребёнка.  Одним  из задач ФГОС  является  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.     

     Для полноценного физического и психического развития ребёнка в детском саду,  необходимо   использовать современные здоровьесберегающие технологии.

  Здоровьесберегающие технологии - это формы работы,  направленные  на решение самой основной  задачи дошкольного образования – поддержать,  сохранить  и обогатить здоровье детей.

Различают различные виды здоровьесберегающих технологий. 

  Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ.   К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников;   организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду;   контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:   закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.   Реализация этих технологий, как правило, осуществляется  инструктором по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ. 

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.  Целью данной технологии является   накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

 Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов,   развитие потребности к здоровому образу жизни. 

  Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует    выработке у детей полезной  привычки начинать день с утренней гимнастики.

Динамические паузы или физкультминутки  - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.  Физминутки проводятся   в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием НОД. 

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

На прогулке  дети могут   реализовать свои двигательные потребности.  Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

  Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. 

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.

  Иногда в непосредственно образовательную деятельность можно включать релаксационные упражнения. Они  позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса», «Море» повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает более полному расслаблению

  Пальчиковая гимнастика- с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

 Большое значение имеет гимнастика после сна.  Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений. В группах имеются массажные коврики.  Пробежки  по массажным дорожкам сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. 

   Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в   музыкальном зале. А со старшей группы 1 занятие на свежем воздухе. 

  Важное место на занятиях по физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляет дыхательную мускулатуру. С помощью дыхания можно расслаблять, восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

  Самым ярким событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, спортивные досуги, «Дни здоровья». Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка.

 Необходимым   условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В группах  имеются   уголки здоровья.  Он оснащается как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов и родителей.

  Можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В работе с семьями используются разнообразные формы работы:  педагогические беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;   участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;  совместное создание предметно –  развивающей среды; работа с родительским комитетом группы.   Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках.

 И в завершении хочется сказать, что только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует  для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.