Использование кругов Эйлера для развития логического мышления и речи

  Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду.

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Новизна использования кругов состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач. 

Использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень. 

·                     Навыки, умения  работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.

·                     Важнейшим является формирование  и развитие логического  мышления и способность «действовать в уме».

 Существуют несколько моделей кругов:

а) Непересекающиеся круги;

б) Пересекающиеся круги;

в) Один круг вложен в другой

В своей практике я обычно использую обычные обручи.

Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов.  Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

·        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·        синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·        выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

·        подведение под понятие, выведение следствий;

·        установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений;

Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.

По мере усвоения материала задания постепенно усложняются.

Например, задание: Игра «Разложи по цвету».

Для начала детям объясняют, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне обруча».

Затем можно приступать к распределению предметов на 2 обруча.

С таким же успехом можно раскладывать в разные обручи диких и домашних животных, фрукты и овощи и многое другое.

Круги Эйлера могут хорошо использоваться в процессе обучения связной описательной речи. Моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммывыкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Для примера я предлагаю: Сравнительное описание кошки и собаки.

Для начала мы выделяем сходные признаки: кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы, а затем выделяем различия; у кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.

Сравнивать можно также варежки и перчатки, свитер и майка, лимон и яблоко и многое другое.

Далее задания усложняются тем, что используется больше множеств.   

 Таким образом,  используя в работе данную методику, мы решаем такие задачи, которые требуют от детей умения находить объекты, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками. И именно с помощью пересекающихся кругов решается целый класс интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе.

 "Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему 5 словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите 12 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету"