Мнемотехника — метод развития речи детей дошкольного возраста

 

Речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.

   В настоящее время у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения. Дети  затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Иногда дети знают, как называется предмет, но не могут назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяют часть из целого. Не получаются описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Исходя из этого, необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Мнемотехника – система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание и развитие связной речи.

Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,(символы) последовательно переходить к мнемодорожкам  (квадраты из 2-3 символов), и позже к мнемотаблицам.                                            

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. 

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. 
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок – жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3. После преобразования осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.