Автор проекта - Горбунова марина Валерьяновна
С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива- семьи. В процессе общения с родителями- первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения.
Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
В том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности ребёнка, говорят исследования О.Л. Зверевой, А.М. Ганичевой, А.Г. Харчевой. В своих исследованиях они подчёркивают, что семье ребёнок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения.
В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа».
Представление о природе, человеке, обществе, в том числе семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах определяют значимость того образца семьи, который первоначально формируется у ребенка.
В настоящее время остро стоит проблема занятости родителей, что в свою очередь негативно отражается на их детях. Очень часто родителям не хватает времени на своего ребенка, а если свободное время и появляется, не все могут использовать его с пользой. Отсюда следует, что задачей педагога является формировать интерес у детей дошкольного возраста к своей семье.
Цель: Формирование у дошкольников интереса к своей семье.
Задачи:
1.Сформировать у детей представления о семье, семейных и родственных отношениях, о значимости семьи для человека.
2. Познакомить детей с понятиями «родственные отношения», «родственники», «семейные традиции», «семейное древо».
3.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание заботиться о родных людях.
4. Объединять усилия ДОУ и семей воспитанников по обогащению у детей представлений о семье.
5.Обогащать детско-родительские отношения семей воспитанников.
Участники проекта: педагоги, дошкольники и их родители.
Вид проекта по сроку реализации: средней продолжительности.
Возрастная группа: старшая.
Подготовительный этап
Необходимо:
- изучить методическую литературу, статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду» и другие по вопросам ознакомления дошкольников с семьёй;
- подобрать детские художественные произведения по теме «Семья»;
- разработать конспекты мероприятий с детьми и родителями по теме проекта;
- подобрать иллюстративный материал по теме проекта (открытки, фотографии).
Работа с детьми:
- беседы с детьми о семье;
- изучение семьи «глазами ребёнка».
Работа с родителями:
- анкетирование родителей «Ценности и традиции вашей семьи».
Основной этап
Работа с детьми:
- НОД: «Моя семья», «Формирование представлений у детей о семье», «Семейные и родственные отношения» и т.п.
- беседы «Чем я могу быть полезен своей семье?», «Моя будущая семья», «Увлечения нашей семьи» и т.д.
- сюжетно – ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
- чтение художественной литературы: «Волшебное слово» В.А. Осеева, «Дома» А. Барто.
Работа с родителями:
- тренинг с родителями и детьми «Моя семья как целая галактика»;
- беседы с родителями;
- оформление папок-передвижек;
- оформление информационного материала;
- участие родителей в праздниках и развлечениях;
- конкурс фотографий;
- выпуск семейной газеты;
- родительское собрание;
- оформление генеалогического древа семьи.
Заключительный этап
- анкетирование родителей по итогам взаимодействия с ДОУ;
- беседа с детьми «Что нового я узнал о своей семье?»;
- презентации генеалогического древа о своей семьи;
- родительское собрание «Семья – что может быть дороже»;
- праздник с участием родителей «Моя семья»;
Презентация результатов работы проекта на педсовете.
Ожидаемые результаты:
-у детей сформировано представление о семье, семейных и родственных отношениях и значимости ее для человека.
- дети знакомы с понятиями «родственные отношения», «родственники», «семейные традиции», «семейное древо».
- дети проявляют любовь и уважение к членам семьи, заботиться о родных людях.
- взаимодействие и сотрудничество ДОУ и семьи при формировании у дошкольников представлений о семье.
- укрепление детско-родительские отношений семей воспитанников.