Моя семья - моё богатство(формирование у дошкольников представлений о семье)

                                                                                      Автор проекта - Горбунова марина Валерьяновна

С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива- семьи. В процессе общения с родителями- первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения.

Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.       

В том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности ребёнка, говорят исследования О.Л. Зверевой, А.М. Ганичевой, А.Г. Харчевой. В своих исследованиях они подчёркивают, что семье ребёнок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения.

В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа».

 Представление о природе, человеке, обществе, в том числе семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах определяют значимость того образца семьи, который первоначально формируется у ребенка.

В настоящее время остро стоит проблема занятости родителей, что в свою очередь негативно отражается на их детях. Очень часто родителям не хватает времени на своего ребенка, а если свободное время и появляется, не все могут использовать его с пользой. Отсюда следует, что задачей педагога является формировать интерес у детей дошкольного возраста к своей семье.

Цель: Формирование у дошкольников интереса к своей семье.

Задачи:

1.Сформировать у детей представления о семье, семейных и родственных отношениях, о  значимости семьи для человека.

2. Познакомить детей с понятиями «родственные отношения», «родственники», «семейные традиции», «семейное древо».

3.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание заботиться о родных людях.

4. Объединять усилия ДОУ и семей воспитанников по обогащению у детей представлений о семье.

5.Обогащать детско-родительские отношения семей воспитанников.

Участники проекта: педагоги, дошкольники и их родители.

Вид проекта по сроку реализации: средней продолжительности.

Возрастная группа: старшая.

Подготовительный этап

Необходимо:

- изучить методическую литературу, статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду» и другие по вопросам ознакомления дошкольников с семьёй;

- подобрать детские художественные произведения по теме «Семья»;

 - разработать конспекты мероприятий с детьми и родителями по теме проекта;

 - подобрать иллюстративный материал по теме проекта (открытки, фотографии).

Работа с детьми:

- беседы с детьми о семье;

 - изучение семьи «глазами ребёнка».

Работа с родителями:

 - анкетирование родителей «Ценности и традиции вашей семьи».

Основной этап

Работа с детьми:

- НОД: «Моя семья», «Формирование представлений у детей о семье», «Семейные и родственные отношения» и т.п.

- беседы «Чем я могу быть полезен своей семье?», «Моя будущая семья», «Увлечения нашей семьи» и т.д.

- сюжетно – ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

 - чтение художественной литературы: «Волшебное слово» В.А. Осеева, «Дома» А. Барто.

Работа с родителями:

 - тренинг с родителями и детьми «Моя семья как целая галактика»;

 - беседы с родителями;

 - оформление папок-передвижек;

- оформление информационного материала;

- участие родителей в праздниках и развлечениях;

 - конкурс фотографий;

 - выпуск семейной газеты;

 - родительское собрание;

 - оформление генеалогического древа семьи.

Заключительный этап

- анкетирование родителей по итогам взаимодействия с ДОУ;

 - беседа с детьми «Что нового я узнал о своей семье?»;

 - презентации генеалогического древа о своей семьи;

 - родительское собрание «Семья – что может быть дороже»;

 - праздник с участием родителей «Моя семья»;

Презентация результатов работы проекта на педсовете.

Ожидаемые результаты:

-у детей сформировано представление о семье, семейных и родственных отношениях  и значимости ее для человека.

- дети знакомы с понятиями «родственные отношения», «родственники», «семейные традиции», «семейное древо».

- дети проявляют любовь и уважение к членам семьи,  заботиться о родных людях.

 - взаимодействие и сотрудничество ДОУ и семьи при формировании у дошкольников представлений о семье.

- укрепление детско-родительские отношений семей воспитанников.